ТОНКАЯ ИГРА
на слух

Владимир Гетманов настраивает теннисную ракетку, как музыкальный инструмент

Не секрет, что люди, долго увлечённые одним делом, начинают разбираться в самых потаённых его мелочах. Порой их увлечённость погружается в эти недосягаемые для остальных детали. Казалось, зачем внимательно вслушиваться, как звучат деревянные основания ракеток для настольного тенниса в момент соударения с мячом? Однако профессиналы подтвердят, что звук оснований - важный источник информации о поведении инвентаря. Они, как и любители, тоже искушены в тонкостях. Но не настолько: ведь основное время они уделяют отработке техники игры. Но любители всё слушают и слушают. И, оказывается, в этом есть свой смысл.

НТ Ревю: Владимир Витальевич, когда вы начали играть в настольный теннис? Насколько вы вовлечены в эту игру?

Владимир Гетманов: В настольный теннис я начал играть более сорока пяти лет назад, когда учился в 8-м классе. Через полгода, играя в защите, выполнил первый разряд, а через полтора, играя на первенстве МГУ, — кандидата в мастера спорта. По окончании школы поступил в Белорусский государственный институт физкультуры. Там когда-то работала кафедра настольного тенниса, но к моменту моего поступления в институт она оказалась закрытой. Пришлось мне заниматься баскетболом, но когда нужно было выступить за команду института, я довольно успешно сыграл в настольный теннис на чемпионате среди студентов республики. После службы в армии я занялся музыкой по классу гитары, поступил в музыкальное училище по классу народных инструментов, где учился на балалаечника.

- Но настольный теннис вы не бросили и играете как любитель…

- А также работаю педагогом-организатором в Культурно-спортивном центре «Печатники». Раньше в многоэтажке, где я живу, работал винный магазин. Можно представить, какая была обстановка вокруг… Чудесно и поистине промыслительно то именно, что в таком месте, где постоянно топтались «заинтересованные» граждане со спитыми физиономиями, двор вокруг был усеян крышками и пробками, вокруг летали, поднимаемые ветром смятые газетные листы и рваные пакеты, открыли полноценный теннисный клуб… В общем, округа сразу как-то преобразилась. Стало легче на душе. Место приобрело какой-то смысл. Главную роль в перепрофилировании злачного места сыграл глава муниципалитета «Печатники» Алексей Викторович Порхнунов.

Гетманов

- Кто занимается в вашем центре? Какова квалификация ваших коллег-тренеров? И сколько приходится платить вашим игрокам?

— В нашем центре занимаются дети от 6 лет, а также взрослые почти всех возрастных категорий. Всего более 50 человек. Занятия проходят на 4-х профессиональных столах. Надеемся, что скоро освободится ещё одно помещение, в котором мы планируем установить роботы и другое тренировочное оборудование. Обязательно установим там детские столы. Все занятия бесплатные: Центр обеспечивается всем необходимым со стороны муниципалитета. Тренерский общественный совет состоит из спортсменов-разрядников, кандидатов и мастеров спорта. Возглавляет его мастер спорта Валерий Кунин – чемпион Москвы 1986 г. в парном разряде.

Маг, математик и музыкант

Пифагор Самосский (VI–V вв. до н. э.) известен не только как автор знаменитой закономерности сторон в прямоугольном треугольнике. Он обосновал учение о золотом сечении во всём материальном мире. Таковым называют идеальную пропорцию в соотношении визуально-геометрических, слуховых и иных воспринимаемых органами чувств характеристик в предметах или явлениях окружающего мира. И немалую роль золотое сечение играет именно в музыке. Пифагор вычислил интервальные соотношения квинт, кварт и октав. Созданная им система темперации сейчас называется пифагоровым строем.

Более того, этот мыслитель, веривший в переселение душ (метемпсихоз), стал «автором» большого количества предрассудков. Например, он настаивал на том, что, вставая с постели после сна, обязательно следует разглаживать складки на покрывале. Или, например, что срезанные ногти или волосы ни в коем случае нельзя бездумно выбрасывать. Только уничтожать, сжигать. А также нельзя оглядываться через левое плечо и порч…

Пифагор – пример античного универсального человека. Для него все явления и предметы материального мира связаны между собой.

Пифагор был заново открыт деятелями европейского Возрождения, которые с ума сходили от идеи универсального человека и вообще от одной мысли, что все явления и предметы видимого мира зависят друг от друга. Современный же человек, руководствующийся доводами разума, почти лишён такого универсального взгляда на вещи.

Настройка как математическая задача

— Каких принципов вы придерживаетесь в настройке музыкальных инструментов?

— Настраивать инструменты меня научил отец. Хороший математик, он познакомил меня с математическими закономерностями в настройке. От него я впервые услышал о том, что древнегреческий философ, математик и поэт Пифагор был блестящим композитором и психологом. С помощью металлических кругов различного веса и диаметра этот выдающийся грек обосновал систему темперации музыкальных инструментов. Говорят, этот греческий философ был олимпийским чемпионом по кулачному бою.

— Настройка инструментов – ваша профессия?

— Получил специальность мастера по изготовлению балалаек. Работал в лаборатории акустики Научно-исследовательского института музыкальной промышленности. Несмотря на то что у нас были дорогие приборы, я попробовал математически вычислить те или иные характеристики изготавливаемых и сертифицируемых инструментов.

Я спрашивал себя: почему большинство советских деревянных музыкальных инструментов звучало неважно? Мне показалось, что наши инструменты создаются без учёта абстрактных соотношений акустических характеристик. Моё предположение подтвердилось: оказалось, что знаменитые зарубежные фирмы Stanway & Sohns и Bernstein работают именно с учётом таких пропорций. Тогда и я попробовал применить математические законы в создании инструментов. Одно из созданных в нашей лаборатории фортепиано превзошло по звучанию аналогичное, производства японской фирмы Kawai. (Но думаю, что к подобным выводам пришли специалисты не только в нашей лаборатории.) Через некоторое время я получил государственный патент по музыкальной акустики.

Математика не всесильна

— Однако абстрактная математическая формула применяется не отвлечённо, не на бумаге, не только в сознании мастера. Настройщики имеют дело с конкретными материалами, обладающими своими достоинствами и изъянами.

— Конечно, даже применение математических закономерностей не гарантирует, что вы сделаете очередную скрипку Страдивари. Древесина неоднородна. Заготовка или готовый предмет из дерева имеют сколы, расслоения, уплотнения или пустоты. Из-за этого в инструменте возникают акустические волчки – негармонические тона, которые влияют на тембровую палитру инструмента. Бывает, что в определённом регистре они могут подавлять те или иные ноты. Поэтому изготовление музыкальных инструментов требует от мастера учёта множества не зависящих от него факторов. Наиболее известные в мире музыкальные мастера Николо Амати (1596–1684), Андреа Гварнери (1626—1698) и Антонио Страдивари (1644–1737) выделили в звуковом спектре те тембры, которые приятны большинству людей. Среди наших мастеров можно особо выделить мастера народных инструментов Семёна Ивановича Налимова (1884–1916). Его по праву называют русским Страдивари.

— И какая же связь с настольным теннисом?

— В музыке я играю на копии налимовской балалайки. Использую её как камертон в создании и реставрации музыкальных инструментов. Она же помогает мне «настроить» и теннисную ракетку. Объективные закономерности в музыкальном строе и особенности изготовления музыкальных инструментов могут быть соотнесены с некоторыми особенностями игры в настольный теннис и со свойствами оснований.

Мне представляется, что свойства основания в настольном теннисе во многом схожи со структурой и качествами дек у струнных инструментов, в частности, гитары или балалайки. Свойства оснований, которые проявляются и в их звучании в момент соприкосновения с мячом, могут влиять на приём и обработку мяча. При этом оговорюсь, что важнейшую роль в игре в настольный теннис играют накладки. Они в значительной мере влияют на конечные свойства оснований.

— Назовите музыкантов, которые со знанием дела говорят о настольном теннисе.

— Из известных музыкантов, которые дают концерты, успешно гастролируют соло и при этом неплохо играют в настольный теннис, могу назвать Алексея Архиповского.

Анализ и синтез

— Существуют ли национальные и культурные особенности восприятия музыки и вообще звука?

— Вышло так, что с распадом СССР начали закрываться музыкальные фабрики. Западные же фирмы, словно сговорившись, не желают открывать у нас свои фабрики. Инициатива по налаживанию новых современных производств перешла к Китаю. И дело даже не в том, что труд китайцев пока дешевле аналогичного в Европе, но и в том, что восприятие музыки в этой стране традиционно несколько иное и в некотором смысле более разработанное, чем в Европе. Иное, чем у нас и у европейцев, у китайцев и восприятие мира. Мне показалось, что китайцы немного шире воспринимают мир. Они руководствуются не только тактильными, зрительными или слуховыми ощущениями, но чем-то ещё иным, что позволяет им тоньше и глубже чувствовать окружающий мир. Восприятие и осознание мира у китайцев универсально и синтетично. Мы же, европейцы, предпочитаем всё анализировать, то есть рассекать на части, предпочитая не видеть целого. Поэтому мы многое не видим в том, что и как делают те же китайцы. Или японцы. Всё ли мы видим и чувствуем в игре китайских теннисистов?

— Люди по-разному воспринимают звуки.

— Физиология слуха одинакова у всех людей. Другое дело, что разные люди обладают разной степенью чувствительности к звукам и музыке. У меня есть знакомый, который не переносит негармоничного звучания. Он испытывает физические мучения, когда слышит неприятные звуки. Хотя многие люди быстро привыкают к негармоничности и воспринимают её как норму. Отлично воспринимают звуки и музыку маленькие дети, они лучше чувствуют фальшь. Мне кажется, что в том числе и поэтому лучше и легче учить детей настольному теннису как можно раньше. На мой взгляд, есть и гендерные отличия в восприятии звука. Женщины улавливают обертоны лучше, чем мужчины. Женщины, по всей видимости, меньше анализируют и не тратят времени на мыслительные операции. Они быстрее и детальнее оценивают звук. Поэтому часто и тембральная настройка у женщин выходит тоньше. В целом они лучше мужчин приспособлены к работе с тонкими на¬стройками и в точной сборке. Наверное, у них и более образное мышление.

«Не понимаю…»

«Я не понимаю, как можно настроить ракетку. Конечно, каждое основание звучит по-своему. Сделаны же они из разных слоёв. А когда подбираешь новое основание, то проверяешь его на чувствительность, а не на звучание. Если ракетка готова, то уже ничего же не переделаешь. Вот то, что музыкантам легче настроить чувство мяча – интересная мысль. Возможно, это и так».

Виктория Павлович, теннисистка (Белоруссия, №21 в 2011 г.)

Форма имеет значение

— Форма теннисной ракетки влияет на её звучание?

— Звучание гитары или балалайки в значительной мере определяется формой их верхней деки. То же относится и к ракетке в настольном теннисе. Причём не только в акустическом аспекте, но и в игровом. Если бы музыкальные инструменты и основания в настольном теннисе были бы идеальной круглой формы, то игра ими изменилась бы в худшую сторону. В общем, каждая форма обладает своими звуковыми характеристиками. Известно, что за те сто лет, которые прошли с момента возникновения пинг-понга, ракетки сильно изменились. Поиск оптимальной формы и размера ракеток идёт и в наши дни. Есть ракетки, которые, на мой взгляд, приближаются к идеальным. Ими очень легко играть, с ними хорошо чувствуешь и контролируешь мяч. Другие ракетки, напротив, только и делают, что мешают игре.

— Как звучат теннисные ракетки?

— Нередко при прослушивании ракеток в магазине или на тренировках я слышу простой плоский звук: в них отсутствует столкновение резонансов. Есть ракетки с пустым баллонным эхо, в звучании других недостаточно низких частот. Подозреваю, что и играть такими ракетками трудно и неинтересно. У меня есть опыт интонирования ракеток, когда некоторые из них я перевожу, например, из минорного в мажорное звучание. Они звучат приятнее. Замечу, что в национальной китайской музыке преобладает мажорное звучание. А, например, у нас и японцев – минорное. Впрочем, и мажорные, и минорные ракетки бывают одинаково хороши. Важна именно их правильная настройка. Принцип изготовления и настройки музыкальных инструментов одинаков.

— Можно ли, идя от формы предмета, придать ему требуемые звуковые характеристики?

— Я попросил художника и музыканта Галину Прожевскую нарисовать форму ракетки, которая приятно звучала бы на слух. По нарисованному ею абрису я подготовил основание. На мой взгляд, оно оказалось очень удобным в игре. Причём выполнено оно было далеко не идеальной округлой формы и со смещённым центром тяжести. Но такую форму нельзя назвать некрасивой. Я вообще заметил, что красивые предметы нередко и звучат приятно. Форма и внутренние свойства предмета связаны. Иногда эта связь кажется невероятной. Приведу пример. Можно ли увидеть звуки? Оказывается, есть люди, которые акустические образы связывают с визуальными. Мастер колокольного звона Константин Сараджев буквально видел звуки, а людей определял по тональности. (Не так давно в МВД с помощью компьютерных программ стали проводить судебно-акустические экспертизы голосов, которые подтверждают не только принадлежность их тем или иным людям, но и отражают их намерения и даже свойства характера. В искусстве связью музыки и изображения занимались, например, композиторы Александр Скрябин и Микалоюс Чюрлёнис. – Прим. ред.) Глядя на предмет, Сараджев мог назвать ноту и обертоны колокола. При этом «красивый» вовсе не означает «симметричный». Как раз именно асимметрия придаёт звуку особую красоту. Вот и основание, выполненное по эскизу Прожевской, оказалось асимметричной формы.

— Как вы интонируете основания?

— Для интонирования балалайки я опиливаю и переставляю подставку, на которую опираются струны. Также меняю форму и переставляю дужку – ребро жёсткости внутри деки. Для интонирования ракетки я надфилем опиливаю лопасть основания или ручку (см. фото).

— Органы чувств устают в течение рабочего дня.

— Музыкальные настройщики считают, что интонировать инструмент надо с утра, пока слух не уставший. Опытные мастера могут заниматься настройкой весь день. Интонирование ведётся по эталонному инструменту. Например, по балалайке Налимова. У неё ясный серебристый звук.

Гетманов

— Что такое приятный звук?

— Если говорить о звуке, то он должен быть отстранённым. Космическим. Он должен включать диссонансы – быть драматичным. Если скрипка не плачет, она не звучит. У виброфона же, например, заданные тембры. Его звучание неинтересно. То и же и ракетка: у неё должен быть интересный звук. Неоднозначный, напряжённый, загадочный. В теннисной ракетке тембр определяют твёрдые и мягкие породы древесины. Так же и в музыке. Кедр и палисандр дают приятный мелодичный тембр в испанской гитаре, а ель и клён – в скрипке и виолончели. Каждая порода дерева обладает собственными тембральными характеристиками, которые к тому же зависят от места произрастания. Если говорить о настольном теннисе, то обратим внимание на то, что когда в ракетке мягкий средний слой древесины покрывают жёстким слоем – на слух пропадают низкие частоты, а рука игрока меньше чувствует вибрации. У ракетки становится хуже контроль. Пусть даже ракетка будет жёсткой, у нее будет сильный отскок, но она не должна утрачивать контроль. Музыкальный инструмент с серебристым звуком, как и теннисная ракетка, звучат интересно, красиво. Под серебристым звуком я понимаю наибольшее количество воспринимаемых слухом обертонов в их общей совокупности при наибольшем количестве интервалов.

— Как должна звучать ракетка для настольного тенниса?

— Тепло и мягко.

— Как, тестируя ракетку, правильно извлечь звук?

— Надо ударять лёгкими щелчками пальцев в разных местах основания.

— Как изменились акустические характеристики ракеток после применения клея, не содержащего органические растворители?

— Звук стал более резкий и сухой.

Поймать волну

— Только ли лопасть создаёт звуковую картину ракетки?

— Большую роль в формировании необходимого тембра и сохранении важнейших игровых свойств играет ручка ракетки.

— Пожалуй, создание ручки у современного основания стало отдельным сложным ремеслом. Есть японские ракетки, у которых ручки выполнены из пробкового дерева. Так каждый игрок получает возможность сделать ручку под себя.

— Не одна зарубежная фирма изготовила ракетки, в ручке которых выполнены особые каналы-пустоты. Естественно, что эти намеренно выполненные лакуны (а не спонтанно расположенные волчки в некоторых заготовках) сыграли роль резонатора или деки. Такая ракетка и звучит по-особому и, как мне кажется, играть ею очень удобно и эффективно. Чем длиннее ручка, тем ниже звук ракетки.

— Однако сделать универсальную ручку, которая позволила бы одинаково удобно делать подрезки, играть в защите или нападении, форхендом и бэкхендом и проч., невозможно.

— Можно сказать, что ручка ракетки – своеобразный звукосниматель в проигрывателе грампластинки, передающий вибрацию с лопасти на руку игрока?

— Нет. Ручка неотделима от ракетки. Она входит в общую составляющую резонансов, возникающих в лопасти ракетки. Ручка влияет на вибрацию лопасти, через неё передаются основные сенсорные ощущения при контакте ракетки с мячом… Некоторые производители крепят ручку, оставляя в месте её сочленения с лопастью небольшой зазор. Оставшаяся часть стыка ручки и основания получает небольшую подвижность. При этом улучшается чувствительность ручки и ответная – со стороны игрока – общая управляемость всей ракеткой. Я заметил, что у Владимира Самсонова, владеющего сильнейшим форхендом, была ракетка, где в месте стыка лопасти и ручки было намотано несколько слоёв изоленты. Это было сделано, по всей видимости, для того, чтобы немного сместить центр тяжести в ракетке и расслабить кисть руки. К такому же результату своими средствами может прийти и музыкальный мастер. По всей видимости, специалисты фирмы Nittaku, выпустившие своё особое основание ракетки, тоже об этом думали.

Nittaku

— Но ведь после наклеивания накладки акустическая картина всей ракетки меняется. Меняет звук и нанесённый на основание клей. Что уж говорить о том, что, нанесённый неоднократно, он заметно изменяет плотность верхних слоёв основания.

— Речь идёт о первоначальной доводке основания перед нанесением клея и закрепления накладок. Конечно, общее звучание основания после соединения с накладками меняется. Но характер тембра и основные гармоники у ракетки остаются почти неизменными. Мне кажется, что интонированное основание всё же сохраняет большую часть своих лучших свойств и после наклеивания накладок. Профессиональный игрок сразу почувствует, подходит ему основание или нет. И подыскивать основание он также начнёт без наклеенных на него накладок.

— Вы использовали водный клей?

— Нет. Но думаю провести исследования с использованием клея на водной основе. Конечно, свойства основания будут иными.

— Мне всё же кажется, что интонирование оснований не существенно влияет на их конечные свойства. Может, производителям имеет смысл работать над ручкой-резонатором, которая собственно и передаст контактную информацию игроку?

— Важно поймать вибрационную волну, возникшую в момент контакта ракетки с мячом, и без потерь передать её игроку.

— Коль скоро состоялась беседа с играющим в настольный теннис музыкантом и настройщиком, не могу не задать вам «смежный» вопрос. Влияют ли занятия музыкой на успешность и эффективность тренировок?

— Когда ко мне приходят заниматься настольным теннисом учащиеся музыкальных школ, то у них я часто замечаю такие качества, которые позволяют им быстро научиться игре. Они собранные, дисциплинированные ребята, навык чтения с листа развивает у них наблюдательность и зоркость. У них хорошая реакция, они более уравновешенны в игре. У них наработаны стереотипы в принятии правильной позы и ориентации в пространстве. Поэтому и в настольном теннисе они быстрее приучаются принимать правильную игровую стойку, располагать ноги и руки, экономно и эффективно двигаться во время игры. Словом, к необходимому результату они приходят быстрее, чем ребята, не занимающиеся музыкой.


Виктор Шергин. «Настольный теннис. Ревю». №2/2011

Читайте также

«С верой и добром»

«Крепкая рука, меткий глаз»

«От теннисной игры к словесной (Наталья Гнатюк)»

«Спортивная игра расширяет горизонт»

«Как поживает Московский ипподром?»

Статьи о необычных людях

«Олимпийскому факелоносцу - 102 года!»

«Человек инструментальный»