ЗАЖГИ ВО МНЕ ОГОНЬ:
спиричуэлс в "Новой опере"

Концерт в Доме музыки

Московский театр «Новая опера» второй сезон представляет интереснейший спектакль «Чёрное», составленный из духовно-бытовых песнопений афроамериканцев последней трети XIX в. – спиричуэлс.

Спектакль Черное Новая опера

Прежде всего следует отдать должное исполнителям спиричуэлс – 26 молодым женщинам и мужчинам – камерному хору театра. (При Евгении Колобове, кстати, в театре был великолепно поставлен «Реквием» Моцарта, где на хоровых партиях держится вся сердцевина этого произведения). Во-первых, потому что всё в «Чёрном» исполняется а капелла, а, во-вторых, поётся большое количество текстов с весьма сложным ритмом, двух- трёх- четырёхголосно. Причём без хормейстера или регента.

Спектакль Черное Новая опера

Кроме того, исполнителям приходится разнообразно и много двигаться, принимать далеко не певческие позы, затрудняющие песенное дыхание, и даже петь лёжа. Лишь в нескольких номерах звучат ударные там-тамы, гитара и клавишная губная гармонь, имитирующая простонародную губную гармошку. Но они лишь поддерживают общую атмосферу, внося некий местный колорит.

Спектакль Черное Новая опера

Примечательно, что первоначально этот музыкальный спектакль исполнялся в холле театра, делая зрителей участниками действа. Забегая вперед отмечу, что однажды я невольно участвовал в подобном. Причём поначалу во время вполне традиционного, «академического» прослушивания. Тогда зал во время негритянских пений просто встал сам. Через несколько минут все приплясывали в такт: и белые, и негры. Но то был другой концерт – Хабиба Койте (Habib Koite & Bamada), нигерийца, ныне проживающего в Австрии. Это к вопросу, что некоторые этнические концерты сносят голову не менее Питер Гебриэл (Peter Gabriel или "Дип Пёпл" (Deep Purple). Что я имел возможность сравнить и, более того, отмечу, что названная тройка корифеев рока именно и обязана этникам. (В особенности, первый товарищ, последние альбомы которого зиждятся на этнической музыке и инструментах. В европейской музыкальной традиции поседевшему рокмену давно скучно.)

Спектакль Черное Новая опера

Что касается спиричуэлс, то его прослушивание значительно обогатило у слушателей ассоциации и выстроило необходимые исторические связи относительно традиционной африканской, кельто-англосаксонской и протестантской литургической музыки. Нити этого клубка совершенно отчётливо ведут в сторону джаза, отчасти блюза и, конечно же, современной поп-музыки, ритмы которой родились, безусловно, в лоне колониальной музыки. Местами прослушивались гармоники песен соул (прежде всего Стиви Уандера), джазовых стандартов и оперы «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина (где, конечно же, вспоминается «Летняя» колыбельная). Пара спиричуэлс из нынешнего концерта в своё время была исполнена Луи Армстронгом в знаменитом альбоме LA & Good Book (1958). Одна из них до недавнего времени сопровождала рекламный телеролик. В другом же спиричуэл услышал ритмы “Бони М”. В общем, список аллюзий и реминисценций можно продолжать.

Спектакль Черное Новая опера

Исторически спиричуэлс – коллективное обращение прихожан-негров к Господу. Но в них нет ничего заунывного и монотонного. Напротив, в таких обращениях ключом бьёт энергия посыла, просьбы и последней надежды. Всё дело в традициях протестантской службы в некоторых странах. Например, в Корее в нужный момент службы прихожане начинают кричать – чтобы буквально быть услышанным далеко в небесах. И, конечно же, для тех же негров предпочтительнее докрикиваться до Всевышнего с приятными слуху ритмами и мелодиями.

Спектакль Черное Новая опера

И здесь, кроме простых по мелодике литургических обращений в протестантской службе, уместно вспомнить псалмы. К некоторым из них музыку написали весьма знаменитые протестантские композиторы: И. С. Бах и Гендель. Поэтому, как пишут на упаковках печенья и конфет, в спиричуэлсе также слышны “следы арахиса и куриного белка” – то есть музыкальные мотивы великих европейских классиков.

Кроме собственно традиций протестантской службы, спиричуэлс содержат привычные для африканцев ритмы ритуальных языческих песен и танцев, а также влияние работных песен. У последних непременное свойство – именно ритмичность, цикличность текста и мелодии. Работающему человеку легче что-то делать скучно повторяющееся, напевая мелодию. Ритм мелодии должен совпадать с движениями.

На концерте почти половина одного исполненного спиричуэла не содержала мелодии, но он состоялся как музыкальное произведение именно благодаря ритму. Артисты исполняли его хлопками в ладоши, причём с ускорением и усложнением ритма, а в конце - и с синкопами, которые впоследствии (буквально через 20-30 лет, в 1910-1920 гг.) стали основной джаза. (Синкопа – это попадание удара между долями.) В другом случае ритм был задан тяжёлым проходом артистов-мужчин по кругу. Они изображали носильщиков с мешками на спине.

Спектакль Черное Новая опера

В противовес этой перенесённой тяжести на корабль, направляющийся вниз по Миссисипи, была исполнена длинная лирическая композиция с корабликами. Они символически изображали то ли далёкую надежду негров на свободу, то ли ответную любовь и детей, которых они с нетерпением ждут (кораблики были не у всех пар, а имевшимися обладали только женщины). Наверное, никого не оставила равнодушным и шуточная… погребальная песня в стиле спиричуэл. Честно говоря, я даже толком не припоминаю её мелодию, ибо разыгранная мизансцена слишком захватила моё зрение, отключив слух.

Так что, слушая спиричуэлс, за один концерт вы получаете всё в одном флаконе: классику, фольклор, блюз, джаз и рок в придачу. Когда-то рокмены пели «зажги во мне огонь» - призыв с вполне определённым сексуальным смыслом. Но ведь почти все негритянские ритмы и содержат жар, искру, пламя. И ритмы спиричуэлс вызывают в людях подобное со-чувствствие.

Спектакль Черное Новая опера

В общем, концерт получился на славу. Единственно, не совсем оправданной, на мой взгляд, была вставка в программу песни Окуджавы «На фоне Пушкина, и птичка вылетает…». Зачем? Музыкальный антракт? Способ перезагрузить сознание слушателей? Или стремление показать непохожесть мелодий? Но так это и разные культуры, и время, и гармоники, и ритмы, и жанры…

В некотором смысле этот спектакль, номинант на премию «Золотая маска», - конкурент концертам «Хора Турецкого». Разница только в монотематизме.

Спектакль Черное Новая опера
Спектакль Черное Новая опера
Спектакль Черное Новая опера
Спектакль Черное Новая опера

Виктор Шергин


Читайте также

«Иоганн Себастьян Бах: "двойные" концерты»

«Не ошибитесь с именем: "Билл Эванс"»

«Горячие ритмы в прохладной столице: джем-сейшн Jazz meets Klass Brothers & Cuba Percussion»