НЕ ОШИБИТЕСЬ С ИМЕНЕМ:
в истории музыки есть два Билла Эванса

И, как показал концерт в Московской филармонии, они играют разную музыку

Впрочем, иногда важно, не какую музыку играют, а как её исполняют: без души, механически или с огоньком и азартом, заражая слушателей.

Билл Эванс

Так вот в апреле 2015 г. во 2-м зале Московской филармонии (Олимпийская деревня на Юго-западе) состоялся концерт группы американского саксофониста Билла Эванса (Bill Evans). С самого начала, казалось, всё пошло не так. Слушателей оглушил барабанщик и вдавил в кресла бас-гитарист. К обозначенному ритму тотчас присоединились другие музыканты. Зазвенел саксофон того самого Билла Эванса. Народ переглянулся.

Грохочущая музыка сменялась напевными лирическими композициями (музыканты периодически и подпевали). Всё больше концерт стал приобретать решительную и энергичную роковую окраску. Впрочем, временами слышно было, что музыканты импровизируют, свободно развивают намеченные темы, свингуют. Джазовые синкопы выскакивали то тут то там. Музыка бурлила и наполняла собой весь зал. Иногда даже чрезмерно - ей словно не доставало пространства, воздуха, пленэра. Да и зрители, видно, чувствовали себя не в своей тарелке. Ёрзали и оглядывались.

Впрочем, находились и те, кто заворожённо смотрел только на сцену, в одну точку, на одного музыканта - напряжённо и неподвижно. Слушателей словно болтало во время начинающегося шторма. Минуты спокойного течения сменялись резкими порывами, неожиданными подъёмами вверх и и головокружительными спусками вниз.

Стало очевидно, что это музыканты играли самый настоящий джаз-рок. Причём, на наш взгляд, мастерски, зажигательно и изобретательно.

Во втором отделении зал наполовину опустел. Второе отделении оказалось ещё ритмичнее и жёстче. Слышались тяжёлые хард-роковые рифы. Разгорячённая музыка, разогретые музыканты уже пересекли экватор музыкальной программы. Казалось, стены вокруг, привыкшие слышать программную музыку, неохотно резонировали с музыкальным потоком Билла Эванса...

После концерта народ ринулся в гардероб. Но немалая часть слушателей осталась в холле и дождалась выхода музыкантов в народ. Началась чувственная, "с придыханием" автограф-сессия. У Билла Эванса и его друзей явно нашлись поклонники. У музыкантов, несмотря на ополовиненный зал, день явно удался. Они сияли от удовольствия.

Для того чтобы ответить себе на вопрос, почему всё-таки половина слушателей не согласилась с предложенной музыкой, пришлось обратиться за справкой о самом Билле Эвансе.

***

Оказалось, что существует два Билла Эванса. Имена-фамилии которых пишутся одинаково: Bill Evans. Но всё дело в том, что они принадлежат разным поколениям музыкантов (60-80-е) и (90-2000-е), к тому же один изних - саксофонист, другой - пианист. Это и разная музыка. Один представитель мелодичного и камерного инструментального джаза, музыки настроения, вечерней релаксации, когда все осточертели и хочется остаться только с любимым человеком; другой - наш герой - хорош для утренней дороги на работу, когда нужно окончательно проснуться, привести мысли в порядок, вроде как причесаться и выпить чашку крепкого кофе. Зарядился энергией и прыг! - в офис.

Это действительно музыка разного времени дня, разного назначения и почти противоположных направлений. Да и звучать она должна в разных залах. То, что прозвучало - большое непритязательное пространство со свободным танцполом. Для "старого" Эванса пригодилось бы небольшое кафе или ресторанчик: никакой тяжёлой пищи, только хорошее вино и лёгкие закуски с фруктами.

Билл Эванс-саксофонист (Bill Evans, 9 февраля 1958, Кларендон Хиллс, Иллинойс, США) играет джаз-рок. Ему не чужд рэгги, хип-хоп, фанк и блюграсс. Сначала играл в ансамбле Майлза Дэвиса и в группе Mahavishnu Orchestra. Его выдвигали на премию «Грэмми». В настоящее время играет как соло, так и записывается со многими звёздами мировой музыки.
Впрочем, как и его тёзка, Эванс-саксофонист играл и на фортепиано (что и продемонстрировал на московском концерте). В основе концерта в Филармонии - программа Soulgrass.

Не будет, скорее всего, совпадать и категория слушателей. На концерт в Филармонию пришли "повидавшие жизнь" и "знающие себе цену". Но слушать такую музыку лучше было бы тем, у кого "всё впереди" и кто "готов на всё" ради карьеры, славы и успеха. Поэтому "видавшие жизнь" потянулись к выходу: им не хочется уже что-то доказывать кому-то. Это была не их музыка. Для них она оказалась чрезмерно наступательной и бескомпромиссной. Такая музыка ценит сама себя, не оглядываясь на авторитеты и чужое мнение. И разве искусство не должно быть таковым? "Видавшие жизнь" так, наверное, не считали.

Но остались те, для кого музыка представляет интерес сама по себе, так сказать, в теории. Или те, для которых подобный мелодизм показался новым, неожиданным, хотя, быть может, и не совсем их. К последней категории можно отнести и автора этих строк. По крайнем мере, ещё дополнительных 45 минут - и картина стала полной. И, надо отметить, не лишённой интереса.

В любом случае, перед концертом на неизвестного музыканта лучше навести о нём коротенькие справки. Благо всемирная Сеть со всеми её недочётами и перекосами позволяет это сделать. Впрочем, пришедшие на концерт с самого начала если и знали об обоих Эвансах, то просто их представления о музыке Эванса-младшего могло значительно разойтись с реальным исполнением.


Виктор Шергин


Читайте также

«Иоганн Себастьян Бах: "двойные" концерты»

«Зажги во мне огонь: спиричуэлс в "Новой опере"»

«Горячие ритмы в прохладной столице: джем-сейшн Jazz meets Klass Brothers & Cuba Percussion»

Билл Эванс-пианист (William John Evans; 16 августа 1929, Плейнфилд, шт. Нью-Джерси — 15 сентября 1980, Нью-Йорк) — джазовый пианист и композитор. Его считают одним из самых значимых пианистов XX в.

Считается, что у него настолько утончённые аккордовые построения, что их трудно потом воспроизвести другим музыкантам. Его исполнения известных баллад нравятся и неджазовой аудитории. В минуты наслаждения от исполняемой музыки мог свинговать и импровизировать самым невероятным образом. При этом его исполнение оставалось чуть лиричным и местами романтичным.

У Билла Эванса было два брата,он младший. Мать украинка, православная, играла на фортепиано, пела в церковном хоре, учила детей музыке. Отец - валлиец, протестант, работал управляющим поля для гольфа. Билл Эванс хорошо знал литературу, изучал философию, в частности, учение дзен.

Музыкант играл с Джорджем Расселом, Чарли Мингусом, в секстете Майлза Дэвиса, вместе с Джоном Колтрейном, Кэннонболлом Эдерли и другими корифеями американского джаза. Как Оскар Питерсон и Джордж Ширинг, он создатель так называемого фортепианного трио. Очень красивые композиции он записал в дуэте с Джиммом Холлом. В 1968 году один за роялем «Стэнвей» он записал лучший свой альбом - Alone («Один»). А потом другой - Alone again («Опять один»).

Служил в армии. Армейские годы не самым лучшим образом повлияли на чувствительную натуру Эванса. Они стали одной из причин его проблем в будущем.

Коллега Эванса Чик Корреа считал, что «ценность Билла Эванса невозможно измерить ни по одной шкале. Он один из величайших, повторюсь, величайших, пианистов XX столетия…»
По данным Википедии