ИЛЬЯД (ИЛЬЯ ЗДАНЕВИЧ):
любвеобильный футурист

Московский Музей изящных искусств вновь зажигает.
Выставлены какие-то необычные работы футуриста Ильязда

В 20-летнем возрасте он написал матери: «Не знаю, как тебе сообщить. Мне понравилась девочка. Ей 7 лет. Она негритянка. Хочу взять её к себе. Воспитать её, как это делают на Востоке, когда забирают в семью будущую невесту. А когда она вырастет, я женюсь на ней». Мать молодого человека была в шоке. Её сын, переехавши в Петербург, через год был признан одним из ведущих русских футуристов. Правда, там он также вещал нечто несусветное: и семья не нужна, и дети, и любовь – всё это, мол, устаревшее и ненужное. Слушавшие его тогда загудели и едва не вынесли оратора в окно. Парень отбился, Маяковский был в восторге и похихикивал, едва умещаясь на шатком стульчике.

Ильязд

Скандалистом оказался Илья Зданевич, или Ильязд, как он себя впоследствии назвал. Впрочем, так он представлялся не токмо из любви к футуризму, но помятуя прочитанную им в детстве воинственно-энергичную «Илиаду» Гомера. Что он наглядно и представил на одной из обложек-афиш. Её, а также длинный ряд других книгоизданий Ильязда, которые он создал совместно с ведущими авангардистами первой пол. XX в., можно увидеть в Музее изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина).

Зданевич интересен не только заумными словесными экзерсисами, которые удивляют нас не менее Велимира Хлебникова и Владимира Маяковского, но и ко-проектами с Пабло Пикассо, Максом Эрнстом и др., а также дружбой с Натальей Гончаровой и её мужем-лучистом Михаилом Ларионовым. Интересны также переклички книжного дизайна Зданевича с книготворчеством другой супружеской пары: Александра Родченко / Варвары Степановой. (Прекрасные выставки обоих тандемов прошли в Третьяковке и в упомянутом Цветаевском музее.) Кстати, голос Ильязда и его манеру исполнения одного из стихотворений можно даже услышать в наушниках. И одновременно проследить текст по факсимиле рукописи.

Выставка немного сложна для восприятия, как и весь авангард. В сравнении с Ильяздом даже иллюстрации Гончаровой и коллажи Родченко / Степановой гораздо приятнее глазу. И всё же тот же Пикассо, создавший офорты для книг Зданевича, и здесь поражает неисчерпаемой витальностью и брутальностью. Не отставали и другие художники – творческие партнёры Ильязда: Макс Эрнст, Жорж Рабон Дессень, Жоан Миро и др. При всей непривычности такого искусства иногда интереснее вещи, которые дивят взор и предназначение которых не очевидно. Не всегда же пробавляться миленьким бидермайером…

Ильязд
Ильязд

А что до мамочки Ильязда, так она тоже была дамой особенной.

Когда родился её маленький футурист, она написала в дневнике: «У меня родилась девочка». Ведь она хотела девочку и только девочку. И когда малыш начал ходить, она стала накручивать на его кудри бумажные папильотки. Причём в ход шли непременно страницы из книг домашней библиотеки. Ильязд потом вспоминал, что сызмальства в его голове поселились Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой. Всё бы ничего, но Илью отдали и учиться в школу для девочек. До тех пор, пока как-то нечаянно не выяснили, что он всё-таки мальчик. Тогда-то с Ильяздом и приключился первый скандальёзе. К тому же по прошествии лет он женился-таки на негритянке – нигерийской принцессе, родившей ему сына. Недолгие годы жизни с ней (она умерла от чахотки) Ильязд потом вспоминал как лучшие в своей жизни.
Выходит, футуризм / авангард, господа, зреет в человеке с младых ногтей!

Ильязд
Ильязд
Ильязд

Виктор Шергин


Читайте также

«Почему выставка Валентина Серова оказалась такой успешной?»

«Главное - не тревожить? (О выставке Валентина Серова)»

Илья́ Миха́йлович Здане́вич (псевд. Ильязд, Эли Эганбюри, 21 апреля 1894, Тифлис — 25 декабря 1975, Париж) — российский и французский художник-авангардист, писатель и издатель.

Его отец, Михаил Андреевич Зданевич, поляк, преподавал французский. Мать, Валентина Кирилловна Гамкрелидзе, грузинка, - пианистка, ученица Петра Ильича Чайковского. Зданевич окончил юридический факультет Петроградского университета (1917).

В Петрограде Ильязд познакомился с М. Ларионовым, Н. Гончаровой, В. Маяковским, А. Кручёных. В 1913 г. под псеводонимом опубликовал книгу о творчестве М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой. Зданевич, его старший брат Кирилл (известным художником и искусствоведом) и Ле-Дантю познакомили широкую публику с творчеством Нико Пиросмани. Его произведения были показаны на выставке «Мишень» в Москве (1913). Тогда же Ильязд объявил себя основоположником нового поэтического и художественного направления — «всечества» (или "всёчувства"?). Его соратники претендовали на синтез всего и вся в искусстве.

Рыбак рыбака видит издалека

В 1914 году в Москве познакомился с Ф. Маринетти - человеком, издавшим провокационный манифест футуризма. До этого Ильязд переписывался с ним. Тогда же Ильязд начал издавать кубофутуристические буклеты и афиши, в которых, акцентируя на нужные слова и понятия, смело использовал асимметрические шрифты и вёрстку. Зданевич - из числа тех художников, кто не ограничивается только своим видом творчества: он и рисовальщик, и оформитель и писатель и мемуарист. Многие футуристы были художниками-универсалами.

Первая мировая война

В 1915—1917 годах работал военным корреспондентом петроградской газеты “Речь”. Сотрудничал также с английской газетой, где познакомился с Морганом Филипсом Прайсом. В мае 1917 выехал из Петрограда в Тифлис, где по приглашению Такаишвили участвовал в экспедиции Общества истории и этнографии Тифлисского университета. В компании с ним – художники Ладо Гудиашвили, Михаил Чиаурели и Дито Шеварнадзе, а также инженер А. Калгин. По окончании поездки в конце 1917 до 1919 года Ильязд жил в Тифлисе с родителями. Потом выехал в Батуми, а оттуда в Стамбул.

Группа «41°»

В 1918 в Тифлисе Ильязд организовал группу «41°» и одноимённое издательство. В это авангардистское литературное объединение также входили А. Кручёных, И. Терентьев. Сочувствующими им были поэт Н. Чернявский, Кара-Дарвиш (Акоп Генджян) и несколько молодых тифлисских художников. Название группы Ильязд связывал с 41-й географической широтой, на которой находятся Пекин, Пекин, Неаполь, Мадрид и Нью-Йорк. Кроме того, как напоминал Ильязд, в 41-й день завершилось отшельничество Христа и Заратустры. Группа просуществовала несколько лет, но успела много сделать. В 1940-х Ильяд воссоздал издательство «41°», в котором продолжил работать с ведущими европейскими художниками.

Париж

В 1920 г. Ильязд уехал во Францию. Правда, по пути на Запад год провёл в Стамбуле, ожидая французскую визу. С октября 1921 г. Первое время жил в Париже у Ларионова. Организовал вместе с С. Ромовым и А. Гингером группу «Через». Товарищи наводили мосты русских поэтов и художников с деятелями французской культуры. В это время Ильязд сблизился с дадаистами и сюрреалистами: П. Элюаром, Т. Тцара, Ж. Кокто, Робером, С. Шаршуном, Соней Делоне. С 1927 г. рисовал по тканям для фирмы «Блак Белэр», которая с 1928 г. перешла к фирме Шанель. Зданевич работал на заводе в пригороде Аньер, около Парижа, а с 1 мая 1931 года стал директором этого завода, а с 1933 по 1937 год был директором всей фирмы. С июля 1928 г. жил в Саннуа, ныне пригороде Парижа.

Словесное и художественное творчество

В Париже изданы три поэзо-книги: «ЛидантЮ фАрам» (1923, памяти М. В. Ле-Дантю), «Письмо» (1948) и «Афет» (1949). Поэма «Письмо» издана крохотным тиражом в 60 экземпляров. Один экземпляр Ильязд послал Анри Матиссу с просьбой проиллюстрировать текст. Поговаривают, что «Письмо» иллюстрировал и Пабло Пикассо. Также Ильязд написал и оформил множество сборников заумной поэзии, сочинил пьесу «Питёрка дейстф», романы. Например, «Парижачьи» (написан в 1923, издан в 1994 г.), «Философия» (2008) и «Восхищение» (1930), «Письма Моргану Филипсу Прайсу». Последний роман в письмах он только начал, написав 5 из запланированных 7 писем. Впрочем, есть у него пара романов традиционной формы. (После того, как в 20-х годах отошёл от футуризма.)

В годы Второй мировой войны написал поэму из 100 сонетов (сохранились 73). В 1971 г. Написал поэтический цикл в форме палиндрома на французском языке – «Бустрофедон в зеркале».

Одновременно это и мемуры о тех, кого он знал в жизни, в том числе о Пиросмани. Последняя поэма цикла заканчивается обращением к «маляру Николаю», где Ильязд называет грузинского художника своими “горами, лесами и погибшими дерзаниями”. Иллюстрировал книги Р. Хаусмана, П. Элюара и др.

Кроме Рене Матисса и Пикассо, Ильязд сотрудничал с Марком Шагалом, Жоржем Браком, Джакометти, Андре Дереном, Ф. Леже. Сам достаточно серьёзно изучал мировое искусство. Написал объёмный труд об Айя Софии в Стамбуле. В последние годы жизни занялся керамикой.

Жёны, дети и наследство

Илья Зданевич был трижды женат. От первой жены, модели Аксель Брокар, родились двое детей. В 1927 году на свет появилась их первая дочь Мишель. Крестной матерью девочки была Коко Шанель. Брак распался в 1939 г.

Его второй женой стала нигерийская принцесса Ибиронке Акинсемоин, с которой они заключили брак в 1940. У них родился сын Шалва. Они расстались в 1943 г.

Последняя жена Зданевич – художница по керамике Элене Дуар-Маре (скончалась в 1993). Он женился на ней в 1968-м. Ильязд скончался в 1975 г. в Париже, похоронен на грузинском кладбище в Левиль-сюр-Орж.

Элен Дуар-Маре хранила творческое наследие мужа, организовывала выставки и публикации. Она же, выполняя волю Ильязда, стала инициатором выставки его произведений в Тбилиси. По окончании работы выставки в Государственном Музее искусств Грузии в 1989 г. Элен Дуар-Ильязд передала в дар музею многие её экспонаты: книги, рукописи, письма, афиши, плакаты, фотоснимки. По её же инициативе в Париже был создан «Ильязд-клуб», членами которого являются деятели культуры разных стран.
По данным Википедии